Считается, что малому/среднему бизнесу совет директоров не нужен, и это больше про акционерные общества и госкомпании. Однако в растущих компаниях рентабельность бизнеса и её рост зависит ни от одного руководителя, а от управленческой команды.
А еще Совет директоров необходим партнерствам и альянсам, в которых несколько владельцев активов объединились для достижения общего результата. Совет директоров, или правление — это место в структуре управления компанией, бизнесом или проектом, в котором предприниматели представляют свои интересы, доносят мнение и участвуют в управлении, не погружаясь в операционную деятельность.
Нужен ли совет директоров Вашей компании? Проверьте, ответив на вопросы ниже:
1.У компании есть формализованная стратегия?
2.В компании больше одного владельца (собственника)?
3.Компания ведет инновационную, или проектную деятельность?
4.Собственник исключен из операционной деятельности компании?
5.В компании организована работа с нематериальными активами?
6.Бизнес-модель компании подразумевает партнерство с другими предпринимателями?
Если хотя бы на один вопрос ответ «ДА», то компании нужен совет директоров или другой коллективный орган управления, в котором ответственные руководители обдумывают и принимают стратегические решения.
Чтобы сформировать состав совета директоров, соберите тех, с кем вы планируете долгосрочные стратегические цели развития и чьи знания критичны для бизнеса. Такой состав и будет прообразом будущего совета директоров, в котором каждый отвечает за свой функционал, а координирует его работу исполнительный директор, или СЕО, который контролирует ситуацию посредством финансовых показателей и kpi.
При формировании совета директоров важно понимать личные цели сотрудников: они должны быть задействованы в разработке стратегии, чтобы разделять общее видение развития компании. Участие в совете директоров для многих сотрудников – важная карьерная ступень и признание доверия, что само по себе является инструментом мотивации менеджмента.
От совокупных компетенций совета директоров зависит достижение запланированных финансовых показателей компании. Фасилитация совета директоров — критически значимая функция, возложенная на СЕО.
Постановка личных целей, фасилитация, стратегическое планирование – для решения этих задач есть проверенные консалтинговые инструменты, которым можно научиться на программе «Предпринимательство и управление в сервисной экономике» в ВЭШ СПбГЭУ.